Берегини из бабушкиного сундука
Оксана Павлова
Тряпичные куклы пришли к нам из глубины веков. Как и другие народы, наши предки вкладывали в куклы определенный смысл. У них много назначений. Это Домашние Боги (Свято) и детские игрушки, обереги и учителя, целители и талисманы.
Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ себя, семьи, мироустройства. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья, богатства и здоровья.
Правильно сделанная кукла родом из навьего мира, и задача кукольницы напитать ее доброй силой для помощи в повседневных делах.
Куклы делаются по разным случаям.
Календарные - делаются в определенные дни года для поддержания правильного настроя и благополучия в делах. Например Крупеничка – благодарность Земле за урожай и пожелание себе достатка до следующего урожая, изготовление Филлиповки открывает сезон домашних рукодельных работ, купальские травные куклы помогают запастись на весь год солнечной силой и здоровьем.
Возрастные - служат символом перехода ребенка из одного состояния в другое, символом изменений и трансформации времени и пространства, играя роль проводника из детства во взрослую жизнь. Изготовление этих кукол позволяет взрослым людям заново пережить какие-то моменты своей жизни и исправить искажения и проблемы, которые возникли, например в раннем детстве, а то и еще до рождения, с тем чтобы наполнить свою жизнь силой, любовью и осмысленностью.
Целительные куклы – помогают избавиться от болезней и сглазов. На них переводили дух болезни с человека. Затем куклу сжигали или выбрасывали в определенных местах отпраляя злой дух в том мир, откуда он пришел.
Игровые куклы – помогали ребенку построить отношения с окружающими, и были просто игрушками.
Обережные куклы - хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. Они предназначаются для защиты дома, семьи, отношений, детей, достатка, дороги… В большинстве случаев кукла - это образ женщины, Богини и, поэтому, прямую связь с ней имела женщина - Берегиня. Куклы делали только женщины или колдуны (жрецы, шаманы), а обычные мужчины ими только пользовались. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о женщине, о доме, очаге.
Жертвенные куклы - предназначены для жертвоприношения разным богам. Их с почестями и поручениями отправляют из нашего мира в Навь, для посредничества перед Богами.
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для человека. Она должна была принести в мир благополучие, здоровье, радость. При изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать металл. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно не резать, а рвать. Из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица творится Богиня и Защитница со своим характером, Душой и настроением.
В традиционном крестьянском доме в "красном углу" рядом с иконами жили куколки, к помощи которых обращались в случае необходимости. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от "дурного глаза". Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.
В разных областях кукол делали по-разному и использовали в различных обрядах, поэтому сейчас уже невозможно сказать, сколько всего этих волшебных помощниц существует. Разные традиции сложились, перемешались и теперь в создании кукольных оберегов больше творческого полета, чем строгого следования канонам. Но правила все-же существуют, именно благодаря им оживают сказочные Берегини и приносят в нашу жизнь защиту, силу и благословение наших предков.
Кукла Веснянка
Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали на приход весны. Ростом куколка – с ладошку, а силы, радости и молодой весенней яри в ней запас до самой Купалы. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы. Она является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и желанной.
На Русь пришло Православие, но любимый персонаж и праздник, связанный с жизнью русской природы остался, православные христиане отмечают 14 марта День памяти святой преподобной мученицы Евдокии Илиопольской. Эта редкостной красоты женщина, жившая во втором веке в Финикии, вела грешный образ жизни, предлагая желающим свое тело за деньги. На путь христианской веры ее наставил монах Герман. Приняв крещение, она раздала имущество бедным людям и ушла в монастырь, и там через некоторое время стала игуменьей, а также получила дар чудотворения.
Так, например, однажды правитель Илиополя, по доносу прежних поклонников Евдокии, послал своего сына арестовать ее, но тот неожиданно смертельно заболел и лишь молитвами святой был возвращен к жизни, заслужившей тем признательность всей его семьи. Впрочем преемники этого правителя вновь подвергли Евдокию преследованиям, и в конце концов, она была обезглавлена в 170 году н.э. без суда и следствия.
Куколка Веснянка получила еще одно имя Авдотья-Весновка. Весну звали дважды: на Авдотью (Евдокию), и на сороки. Веснянки начинали делать с 14 марта и с приходом Православия они стали символизировать Евдокию. С этим днем связывались приметы, в результате которых в народном календаре Евдокия (Евдокея, Авдотья) получила множество прозвищ. Например, Весновки или Весенницы, поскольку в этот день проходила первая встреча весны – окличка. Считалось, что Евдокия хранит ключи от весенних вод, и если захочет, то пустит воду, а нет – так и задержит, либо морозы напустит. Евдокия Весновка у наших предков была большим и веселым праздником. С этого дня начинали петь хороводные песни-веснянки и не прекращали их до самого Иванова дня (Троицы).
В старину этот день считался первым весенним днём, первой встречей весны, началом Нового Года. "Весна красна, что ты нам принесла? - Красное летечко!"
Начало весенних ветров тоже ассоциировалось с 14-м марта, поэтому Веснянку-Евдокию прозвали еще и Свистуньей, приговаривая: «Вот те на! Приехала Свистунья». Кроме того, в это время полагается просыпаться сурку и начинать свистеть – тоже признак весны ( не путать с американским Днем Сурка). А еще Веснянку-Авдотью-Евдокию-Евдокею именовали Плющихой, Плюшнихой – из-за того, что снег начинал «плющиться», то есть оседать, слеживаться при таянии. Потому и говорили: «Плюшниха провела плюшки». Таяние обеспечило ей и другие прозвища: Евдокия – подмочи порог, Авдотья – замочи подол.
А еще подмечали погоду:
Евдокия красна, и весна красна;
Евдокия весну снаряжает;
Если грачи прилетели до Евдокии – лето будет мокрое, а снег сойдет рано;
Какова Евдокия, таково и лето;
Смотри лето по Евдокии;
На Евдокию погоже, все лето пригоже;
На Евдокию снег – к урожаю, теплый ветер – к мокрому лету, сиверко – к холодному;
На Евдокию ясно – год прекрасный; коли пасмурно да хмуро – год плохой; Коли курочка на Евдокию напьется – то и овечка на Егорья (6 мая) наестся.
Кроме того, ясный, солнечный день 14 марта предвещал урожай огурцов, груздей, пшеницы, ржи и трав. На Евдокию оканчивались сроки зимних наймов и начинались весенние, которые оговаривались примерно так: «С Евдокии до Егорья; с Евдокии по Петров день» и т.п. Приход Евдокии означал, что пора сеять семена капусты на рассаду (тогда она не пострадает от мороза) и готовиться к пахоте: «Пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить, борону чинить».
По стародавним обычаям на Евдокию-Плющиху полагалось умывать детей снежницей, т.е. талой водой, чтоб росли крепкими, оттирать худобушку с болящих, кропить ею стены, чтобы те «дышали». А женщины, которые не могли забеременеть, должны были показать себя Яриле именно 14 марта, ровно в полдень, отправившись на Красную горку и прихватив с собой крапивную настойку, три березовые лучины, угли, завернутые в бересту и венок из трав и цветов, плетенный на исходе прошлого лета. Венок возлагался на «голову» этой горы, в центр ставились лучины, меж ними проносилась чарка с настойкой, а угольки высыпались между лучиной и сухими стеблями венка.
19 июня Праздник Вил и Марены, Влаги Земной, начинается с чествования предков, которых приглашают погостить в дом, разбрасывая по углам дома свежие березовые ветки.
Это также день памяти и общения с водными, луговыми и лесными навьями-русальими духами своего Рода. Согласно преданиям, русалки и русалы – это природные Духи. ни способствовали плодородию полей, лугов и лесов, поили их соками Земли.
По преданию, во время Русальей недели русалок можно было увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах, и конечно же на перекрестках дорог, и на кладбищах. Рассказывали, что во время танцев русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов. Они могли и наказать тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья, наслать неурожай, ливни, бури или засуху. Встреча с русалкой обещала несметные богатства или оборачивалась несчастьем. Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям.
Русалками также могли стать те, кто умер преждевременно, не став взрослыми, или ушел из жизни добровольно.
И теперь наша Веснянка символизирует такую русалочку и в доме ее держать нельзя. Ее надо отнести в лес и подарить березке. Как раз скоро Иванов день, когда наряжают и кормят березку в которой поселилась наша русалочка.